Теперь длинная версия
- у меня нет таланта к музыке
- у меня нет музыкального слуха
- у меня нет голоса
Если вы читаете мой дневник уже какое-то время, то знаете, что два года назад я начал учиться играть на фортепиано. Это движется не всегда так быстро, как мне бы хотелось, но движется. Вопрос "таланта" каким-то образом растворился и стал нерелевантным. Пока мне нравится заниматься этим, и я вижу, что могу продвинуться еще дальше, непонятно, зачем и думать о наличии или отсутствии какого-то там таланта.
Со слухом и голосом дело обстоит так: я не могу петь, то есть вообще. Если вы при мне начнете напевать какую-то мелодию или играть на инструменте, я не смогу подпевать в голос, а буду безнадежно фальшивить, и ничего не смогу с этим поделать. Я это о себе хорошо знаю и стараюсь поэтому избегать пения при других людях, а когда все же случается в компании, чувствую себя очень некомфортно. Я всегда считал это доказательством того, что у меня нет ни слуха, ни голоса. Но обе учительницы фортепиано, которые у меня были в последние два года, уверенно говорили мне, что у меня все прекрасно со слухом (нет абсолютного слуха, конечно, но обычный музыкальный слух прекрасный), и что все дело в том, что голос "не настроен" или "не скоординирован" со слухом. Я скептически относился к этим уверениям, потому что твердо убедил себя, что у меня с этим безнадежно. Но пару месяцев назад, когда столкнулся в очередной раз с тем, что не могу даже напеть мелодию, которую сам играют на пианино (учительница советовала это делать при разучивании, а я не могу), решил - пусть это скорее всего безнадежно, но заслуживает эмпирической проверки. Нашел учителя вокала и пошел на пробный урок.
С тех пор у меня было три или четыре урока, и вот что я узнал. Во-первых, у меня действительно все нормально со слухом, как и у почти всех людей. Во-вторых, у меня действительно нет координации между слухом и голосом, и это нормальное явление, встречается примерно у 20% населения, и поддается лечению с помощью нескольких уроков и домашных тренировок.
Я понял, что у меня не было шансов петь нормально при всем желании, потому что я не понимал некоторых основ. Я узнал, в каком диапазоне лежит мой голос, т.е. в каких октавах и какие ноты я могу петь комфортно, и к каким могу надеяться дотянуться со временем, не фальшивя. Я твердо осознал тот факт, что, подпевая женскому голосу, я должен вообще говоря (понятно, что не всегда, не надо придираться) петь на октаву ниже - я, возможно, читал это где-то и теоретически знал, но как следует не понимал, так что во многих случаях мои попытки подпевать были заранее обречены. Под руководством учителя я научился слышать, когда я попадаю в унисон или октавой ниже в правильную ноту - еще не всегда точно, и не на всем своем диапазоне, но бесконечно лучше, чем два месяца назад. Я узнал что-то о том, как правильно дышать, о переходе между певческими регистрами, и о мышцах рта и лица. Я научился - опять-таки не без проблем, и не на всем диапазоне одинаково хорошо, но тем не менее - следовать простым распевкам: подниматься/опускаться на тон, на пол-тона, петь тоническое трезвучие.
(Некоторые упражнения меня совершенно поразили практически волшебным своим действием. На первом же уроке, когда я совершенно не мог спеть за учителем сыгранную на пианино ноту, я получил указание закрыть рот и мычать сквозь закрытый рот (с открытыми зубами), и немедленно стал чувствовать, когда я попадаю в унисон, и точно нащупывать голосом правильную ноту. Меня это поразило до глубины души. За пять секунд в своих собственных глазах я превратился из человека, который в принципе не может не фальшивить, в человека, который совершенно точно находит ноту - пусть таким странным образом, но стало ясно, что в принципе могу).
Каковы итоги всего этого? Всего за несколько недель то, что написано выше про "буду безнадежно фальшивить, и ничего не смогу с этим поделать" стало ложью. Я могу подпевать песне, которая звучит по радио или которую кто-то играет и поет; не всегда точно и уверенно, но в целом не ужасно, и в тысячу раз лучше, чем раньше. Причем от урока к уроку это сильно улучшается. Я могу сам напевать то, что играю на пианино. Это потрясающая отдача за время и деньги, которые я потратил, и она намного превосходит мои самые смелые надежды. Я не знаю, сколько еще уроков возьму. В конечном итоге я не стремлюсь развить богатый певческий голос или еще что-то в этом роде - меня более чем удовлетворит, если я буду уверенно контролировать голос в своем диапазоне и нормально подпевать или петь ноты с листа, без фальши. Но даже и то, чего я добился сейчас всего за четыре урока, уже превзошло все мои ожидания и опровергло сложившиеся за много лет убеждения.
Основная причина, по которой я все это написал: если вы находитесь в такой же ситуации, в какой я был - а я уверен, что в ней находятся очень многие - если вам мешает неспособность напеть простую мелодию или подпевать в компании без ужасной фальши, и если вы никогда не пытались этим как-то заняться - послушайтесь моего совета: найдите учителя вокала и возьмите хотя бы один-два урока. Я не могу гарантировать, что это поможет, но по-моему это весьма и весьма вероятно. Скорее всего, вы будете поражены результатами.